на главную  
  на главную написать письмо (495) 638-55-96

Краткая история Школы Джонанг

версия для печати | назад

В одно звездное утро, в шестом столетии, около деревни Бодхгая в северо-восточной Индии, под деревом Бодхи, человек по имени Шакьямуни стал Буддой. В течение сорока пяти лет, которые за этим последовали, Будда Шакьямуни сформулировал три различных набора учений или как их еще называют, три "поворота колеса дхармы". Каждый из этих трех "поворотов колеса" преподнесенных Буддой, был полной и самодостаточной, системой наставлений. Эти системы показывали различные уровни действительности, в соответствии с бесконечным разнообразием живых существ, в зависимости от выбора времени, обстоятельств и духовных предрасположенностей людей.

Первый "поворот колеса" Будды в Оленем Парке, близ Варанаси, описал зависимо cо-возникающую природу явлений, которая учитывает возможность избавления от страдания. Это обучение было предназначено для тех, кто принимает относительное существование действительности, как в окончательную истину и был позже описан в системе текстов внутренней науки и психологии, известной как Абхидхарма. Во время его второго "поворота колеса", на Горе Коршунов рядом с Раджагрихой, Будда научил, почему все явления не имеют независимого и окончательного существования. Чтобы освободить существа от их психологических и эмоциональных привязанностей на даже самых тонких аспектах действительности, Будда дал этот «поворот колеса», предназначенный для людей, способных к глубокому и проницательному пониманию и стал известен, как Праджяпарамита Сутра или Сутра о Запредельной Великой мудрости. Третий "поворот колеса" Шакьямуни, которое он дал на горе Малайя и Вайшали, объясняли то, что все существа имеют основу для просветления, так называемую природой Будды. Третий "поворот колеса" был предназначен для того, чтобы освободить существа от их привычных шаблонов и концепций, и от цепляния за обозначение действительности как существующей или, как несуществующей, и стал известным как просвещенная сущность или учение о природе Будды. Этот третий цикл учения Будды, обозначает безграничное светящееся ядро Природы Будды, которая существует нераздельно, с основной природой всех существ и служит основой для Буддийских тантрических методов самопревращения.

Среди непревзойденных и недвойственных Буддийских Тантр - Тантра Калачакра, "Колесо Времени.", занимает особое место. Поскольку в Тантрическом буддизме линия передачи, от учителя к ученику, является важнейшим аспектом доверия к учению в общем, и к школе в частности, проследим как тайные учения из уст Будды, дошли до нас. Текст коренной Калачакра Тантры был сначала показан Буддой Шакьямани, как магическое проявление божества Калачакра, Королю Сучандре из Шамбхалы. Король Сучандра прибыл в Индию, со всеми главами своих провинций, чтобы попросить и получить передачу этой Тантры. После возвращения в Шамбхалу, Король Сучандра начал преподавать и передавать коренную Тантру Калачакры. Традиция передавалась от одного королю к другому, и так вплоть до восьмого Короля Шамбхалы - Короля Манджушри Яшаса. Манджушри Яшас, первый из Королей Шамбхалы, которые стали называться Калкины, составил Сокращенную Калачакра Тантру, в то время как его сын, Король Пундарика составил первичный комментарий к Сокращенной Калачакра Тантре, называемый Вималапрабха или «Безупречный Свет». Всего же Королей Калкинов было 25, начиная с Манджушри Яшаса, и Калачакра Тантра передавалась от предыдущего Короля следующему..

В концы десятого столетия, в Шамбхале правил Король Шрипала Калкин (17 по счету). Он посетил Индию, чтобы передать Калачакра-тантру молодому человеку, который будет позднее известен, как Калачакрапада Старший. Затем, Тантра Калачакры и комментарий на нее, были переданы от Калачакрапады его знаменитому преемнику Наропе и кашмирскому ученому и практику Соманатхе. Эта линия продолжилась с передачей Соманатхи своему ученику, тибетскому переводчику Дро Шераб Друку (Дро Лоцаве), который вместе с Соманатой перевел комментарий «Безупречный свет» с Санскрита на Тибетский язык (традиция Дро Лоцавы). Так впервые традиция Калачакры оказалась в Тибете.

Другой ученик Соманатхи, мастер Калачакры Юмо Микио Дордже (11век), наряду с йогом Тсеном Кавоче, считается Тибетским родоначальником доктрины Жентонг, выражением сияющей абсолютной природы реальности, которая отражает третий «поворот колеса» Будды Шакьямуни. Эти воззрения, наряду с практикой Калачакры Тантры, стали позднее характерной чертой Школы Джонанг и Юмо считается родоначальником линии Джонанг. От Юмо Микио Дордже традиция переходила через держателей линии: Дхармешвару, Намху Одзера, Намху Гьялтсена, Шераба Одзера, и Чоку Одзера. Затем, в 1294, Канпанг Тукдже Тсондру (1243-1313) основал Монастырь Пунтсок Чоелинг в месте по имени "Джомонанг", в Цанге (Юг Центральный Тибета). С того времени впредь, духовная традиция, связанная с тем местом стала упомянулась как "Джонанг", и те, кто придерживается методов, сохраненных, и переданных в том месте были известны как последователи линии "Джонанг".

Далее продолжателями традиции стали великие мастера Чангсем Гьялву Еше и Йонтен Гьятсо. Затем в 1321, двадцатидевятилетний ученый с огромной харизмой от области Долпо (сейчас в составе Непала) прибыл в Джомонанг. Год спустя, поехав по всему Центральному Тибету, он возвратился в монастырь Джонанг Пунцок Чолинг, и получил полную посвящение в Калачакра Тантру, традиции Дро Лоцавы. и его методов стадии завершения. Затем после нескольких лет проведенных в медитативном отшельничестве, этого молодого человека из Долпо - Долпопу Шерраб Гьялтсена (1292-1361) попросили стать приемником своего учителя и настоятеля Монастыря Джонанг Пунцок Чолинг - ламы Йонтена Гьятсо. В последствии Долпопа стал настолько известен, что его слава затмила всех учителей того времени.

С 1330 по 1333, во время строительства Крупнейшего в Тибете символа просветления, огромной семиэтажной Ступы Джонанг Кумбум, которую он строил во славу своего учителя, Долпопа начал формулировать и систематизировать, опыт который он пережил в медитации. В 1334, Долпопа дал наставления своим ученикам переводчику Лоцаве Лодро Палу и Мати Панчену о том как подготовить новый перевод Калачакра Тантры и ее комментария, «Безупречный Свет». Эти переводы школы Джонанг наиболее глубоко объясняют скрытое значение Тантры и ее комментария, и послужили первой текстовой основой для передового учения Долпопы.

Систематизируя свое учение в пределах космологической схемы, полученной из комментария «Безупречный Свет», Долпопа сформулировал его опыт «Пустоты Иного» или Жентонг – понимание того, что просветленная сущность является пустой от всего кроме, абсолютной природы действительности. Изучая свой опыт в в контексте истории Буддизма и четырех космических эр, Долпопа подчеркнул в своем другом трактате «Четвертый Совет», что Калачакра и третий "поворот колеса" Шакъямуни, отмечают Идеальную Эру. Книга «Четвертый Совет» описывает соотношения между четырьмя югами (эры или эпохи), а также упадок учения Будды. В Золотом Веке (крайя юга) учение Будды, священный канон был понят правильно, но это понимание было постепенно утеряно, при переходе в через вторую, третию и, наконец, темную югу. Таким образом, много Буддистских авторов более поздних эпох, не имели истинного понимания и написали комментарии, в которых учение, объясняется не правильно. Это и была цель

Долпопы - восстановить правильное понимание, как это было в Золотом Веке. Кристаллизовав эти знания в его шедевре, «Гора Дхармы: Океан Окончательного Значения» он объяснил, как его опыт находится в соотвествие с просвещенным намерением Будды и как окончательный смысл, отличается от учения Кали-юги (Эры омрачения), содержащемся в трактовке [этого] смысла (Рантонг). Это учение часто упоминается как "доктрина Сердца", и Долпопа описывает свой труд, как "Лампа Сердечной Доктрины." Во время жизни Долпопы, эти и другие его открытия были скрытыми инструкциями, которые вращались в кругу его самых близких учеников. В течение восьмидесяти лет, которые последовали за смертью Долпопы, его опыт широко распространился и стал известен как доктрина "Жентонг". Это позволило учению линии Джонанг процветать повсюду на Снежной Земле. Если говорить коротко, Долпопа был великий Буддийский святой, наибольшей заслугой которого, было возрождение окончательного смысла послания Будды, которое, как он чувствовал, находилось в великой опасности быть утерянным. Полностью осознавая риск, связанный с попыткой поменять курс Буддизма, в то время, он постарался достичь своей цели с любовью и состраданием, и одновременно подчеркивал недостатки сектантских предрассудков. Тем ни менее, его традиция сильно пострадала от тех же сил, которые оказывали противодействие и при жизни Долпопы.

В начале пятнадцатого столетия, Дже Тсонг Кхапа (1357-1419) и традиция Гелуг начала оказывать доминирующее влияние на светскую власть в Центральном Тибете, при поддержке Монгольских ханов. Вследствие этого доктрина «Жентонг» стала подвергаться нападкам из–за противоречия философских доктрин (школа Гелуг придерживалась доктрины Рантонг), также и сама традиция Джонанг стала объектом политической и территориальной борьбы за власть. Хотя критика школы Джонанг продолжала возрастать, наличие мистических лидеров, таких как Кунга Дролчок (1507-1566), который собрал «Сто восемь Сущностных Инструкций Руководства Джонанг», и продолжающияся поддержка правителей Центрального Тибета, обеспечили процветание традиция Джонанг.

Этот, относящийся к эпохе Возрождения дух, продолжился через преемника Кунги Дролчока - Джетсуна Таранатху (1575-1635), который был шестнадцатым и последним великим настоятелем Монастыря Джонанг Пунтсок Чолинг, и автора самых ясных комментариев о методах стадии завершения Калачакры и тантрической линии Жентонг, основателем монастыря Тактеп Пунцок Чолинг. Не много известно о жизни этого знаменитого ученика индийского сиддха Буддхагупт ы, поскольку автобиография написана столь витиеватым языком, в котором реальные события переплетаются с мифологическими, что пока никто еще не смог перевести и транскодировать их.

Тем ни менее, он широко известен как один из самых больших ученых, историков и практиков своего времени. (Его Преосвященство Девятый Кхалкха Джетсун Дхампа , как говорят, является воплощением Таранатхи.) Две из наиболее известных трудов Таранатхи - " История Буддизма в Индии " и "Происхождение Тантры Бодхисаттвы Тары", (или "Золотые Четки", может быть найден в труде Мартина Виллсона " Хвала Тар е"). «История Буддизма в Индии», настолько значимая, что даже современные историки, которые совершенно не связанны с буддизмом, черпают исторические данные по развитию культуры и ремесел, а также подробное описание смены династий правителей из этой книги. Говорят, что Таранатха в одном из своих воплощений был ранее Анандой, ближайшем учеником Будды, а в другом – известным сиддхом Кришнаачарьей, и в медитации видел события свох прошлые жизней, что позволило ему столь точно описать, происходившие тогда в Индии события.

С усилением конкуренции между светскими патронами линий Джонанг Гелуг в Центральном Тибете, и укрепления власти Гелуг, при поддержке Армии Монгольских Ханов, политическое и территориальное влияние школы Джонангпа начало уменьшаться. В середине семнадцатого столетия Монгольская армия Гушри хана вторглась в Центральный Тибет и разгромила Тибетских правителей Тцанга и возвела на престол Пятого Далай-ламу (1617-1682). В 1650, Пятый Далай-лама запечатал и запретил учение Жентонг и запретил печатать тексты Джонанг в Тибете. Тогда, в 1658, Великий Пятый Далай Лама насильственно конвертировал Монастырь Джонанг Пунтсок Чолинг в Монастырь линии Гелуг. Это официально ознаменовало упадок школы Джонанг в Центральном Тибете. Главным поводом для уничтожения традиции Джонанг, было различие в философских доктринах школы этой, придерживающейся доктрины Жентонг (пустоты Иного), выраженной Долпопой и доктриной Рантонг (пустота самоприроды), которой придерживалась школа Гелуг. Доктрина Жентонг, близко связана с индийской теорией Татхагатагарбхи. Она оказалась доминирующей, в философских взглядах буддистов Китая (школа чань) и Японии (школа Дзен). Школа Гелуг же, рассматривала эту доктрину, как еретическую и опасную для Дхармы. Но по последним данным, даже Лама Цонкапа, одним из учителей которого был лама из традиции Джонанг, был хорошо знаком с доктриной Жентонг и никогда открыто не осуждал ее. Вероятнее всего, главную роль в гонениях играли именно политические мотивы.

В то время как сфера политического и военного влияния Гелуг простиралась до границ Центрального Тибета, провинции Амдо и дальневосточный Тибет (Кхам), оказались нетронутыми. Здесь, в отдаленных районах Голок, Нгоа и областях Серта в Амдо, последователи Джонанг нашли себе убежище. Еще с с пятнадцатого столетия, с основания Монастыря Чодже мастером Ринчен Пал (1350-1435) при патронаже императоров китайский династии Минг, традиция Джонанг уже прочно обосновалась в этой обширной сельской местности Амдо. К середине шестнадцатого столетия, Джонанг объединил свои монашеские комплексы вокруг области Дзамтанг в Амдо, усилил свое влияние до степени, что они стали местными императорскими регентами. Эта изолированная область –во время XVII века, стала основным местом, где линяя Джонанг спасалась от преследования Гелуг, строя монастыри и передавая живое учение Жентонг и Калачакра Тантру.

В конце девятнадцатого столетия, мастера внешкольного движения Риме Джамгон Конгтрул (1813-1899) и Джамьянг Хьентсе Вангпо (1820-1892), начали свою деятельность в Восточном Тибете. Письма этих фигур, включая сущностные наставления от живых духовных традиций Тибета, под названием «Пять Сокровищ Конгтрула», вновь разожгли интерес к традиции Джонанг и литературе о доктрине Жентонг. В этот период стало известно о таких великих мастерах, продолжающих традицию прошлого, как Бамда Гелег (1844-1904) и Кэнпо Лодро Дракпа (1920-1975), автор текстов «Рев Бесстрашного Льва» и «История школы Джонанг».

В 1960-е годы, во Время культурной революции, многие из великих мастеров линии были вынуждены покинуть монастыри, и бежать в сельскую местность Амдо, где они блуждали как кочевники или находили убежище в пещерах. Два следующие десятилетия, последователи школы жили бездомными на собственной родине, и собирались вместе только на летние ритриты. После окончания Культурной Революции в 1976, монахи Джонанпы начали возвращаться в свои монастыри, где восстановили и возродили свою уникальную духовную традицию. После того, как китайские власти открыли доступ иностранцам в некоторые районы древнего Тибета (входящие сейчас в провинции Сичуань и Цинхай), в изолированных областях было обнаружено не менее 40 монастырей, принадлежащих к школе Джонангпа, включая главный монастырь по имени Тсангва, расположенный в Графстве Дзамтанг, провинции Сичуань. Эти монастыри, в которых живут приблизительно 5000 монахов, были найдены в Амдо и районах Гьяронг Кингэй и Тибетской Автономной Области.

Поскольку книги Долпопы были запрещены в 17-ом столетии, они стали чрезвычайно редкими. В 1970-е и 1980-е годы несколько из его книг, были вновь открыты и переизданы. (Американская Библиотека Конгресса теперь имеет полный набор Собрания сочинений Долпопы, которые были переизданы в Дели в 1992.)

В после конвертации монастырей Джонанг, в Гелуг учение Калачакры, стало важной частью традиции Гелуг. Так, влияние Таранаты на взгляды Гелуг продолжается вплоть до наших дней. Например, Его Святейшество, действующий XIV Далай-Лама, активно дает посвящение в Калачакра Тантру. Более того, сейчас, когда под руководством Далай-Ламы, идет консолидация всех школ Тибетского Буддизма, производится всяческое содействие укоренению этой традиции за пределами Тибета. Так, Его Святейшество XIV Далай-Лама, подарил главе линии Его Преосвященству Кхалкхе Джетсуну Дхампе первый и единственный за пределами Тибета монастырь, на склоне горы в г. Шимла, столице индийского штата Химачал Прадеш. Монастырь был названо в честь Монастыря Джонанг Пунтсок Чолинг, построенного когда-то Таранатхой, и является домом больше чем пятидесяти молодых монахов.

С недавнего времени, монастыри школы Джонангпа – существуют не только в Тибете, но и на острове Тайвань и в США.

Традиция Калачакра школы Джонанг не только смешалась с традицией Гелуг, но и передается в свое чистоте по другим линиям, мастерами школ Ньингма, Кагью (например через мастера Тенга Ринпоче школы Шангпа Кагью и Бокар Ринпоче – школы Карма Кагью) и Сакья (Его Преосвященство Чогье Тричен Сакья Тшарпа).

В довершение приведем линию Передачи Ламы Йонтена Гиалтсо, от Юмо Микье Дордже до его учителя него.

Юмо Микио Дордже

Рубеж XI- XII веков

Дхармешвара

 

Намха Одзер

 

Мачиг Трулку Джобум

 

Лама Друбтоб Сечен

 

Кюнчен Чоку Осер

 

Чжансем Гьялва Еше

 

Кхебцюн Йонтен Гьянцо

1260-1327

Кюнчен Тусум Сангье

 

Чогьял Чокле Намгьял

 

Цунме Ньяон Кюнга

 

Друбчен Кюнга Лодрё

 

Джамъян Кёнчог Санпо

 

Дэнчог Намкэй Ценчен

 

Панчен Намка Палсанг

 

Лочен Ратна Бадра

 

Джамгён Друбпэй Паво

 

Палден Кюнга Дролчог

1507-1566

Лосал Гьяцо Дэгье

 

Кхедруп Сангье Еше

 

Кенчен Лунриг Гьяцо

 

Кхеванг Джампа Лхюндруп

 

Джамъянг Кюнга Ньинпо

 

Таши Гьялцен Палзан

 

Чабдаг Долвэй Гонпо

 

Гьялцаб Ринчен Гьяцо

 

Кхендруп Лодрё Намгьял

 

Друбчен Наван Тринлей

 

Наванг Тэндзин Намгял

 

Тукне Кюнга Чопел

 

Друбванг Кюнга Чоджор

 

Кюнзан Тринле Намгъял

 

Цунме Наван Гьялцен

 

Кёнчок Жигме Намгьял

 

Дренчок Нгаван Чоджор

 

Чоже Кюнзан Ванпо

 

Ригдзин Цеван Норбу

 

Панчен Чо Кьи Джунне

 

Лочен Цеванг Кюнчап

 

Кхедруп Карма Ринчен

 

Карма Осал Гюрме

 

Гьялсе Нгаванг Чопел

 

Кюнга Ёнтен Гьяцо

 

Палдэн Намнан Дордже

 

Намгьял Ринчен Дордже

 

Кёнчок Чокьи Гьяцо

 

Кёнчок Санва Тхае

 

Джамъян Кюнга Гьяцо

 

Кунга Также Пал

ум. 2001

Йонтен Гиалтсо

род.1960



Краткая история школы Джонанг
Наши учителя: Калка Джетсун Дампа Ринпоче, Лама Йонтен Гиалтсо, Долпопа Шерраб Гьялцена

Расписание и место проведения практик Ламы Йонтен Гиалтсо

 

 

главная | клубные встречи | о клубе

 
 

Copyright © 2005-2011 Информационно-туристический центр «Кайлаш»
Телефон для справок: (495) 638-55-96
контактный адрес: club@kailash.ru

Rambler's Top100