на главную  
  на главную написать письмо (495) 105-91-45

Долпопа Шерраб Гьялцена (1292 – 1361)

версия для печати | назад

Долпопа Шерраб Гьялцена (1292-1361)Долпопа Шеррап Гьялцен родился в 1292г. в клане связанным с тантрическими практиками школы Ньигма, особенно Тантрой Ваджракилаи, в которой он и стал экспертном уже в раннем возрасте. Когда ему было 5 лет, он получил посвящение в Красного Манджушри, и в медитации, у него было видение этого Бодхисаттвы, который сказал маленькому Долпопе, что ему даются силы на то, чтобы он победил неведение.

В возрасте 12 лет, как только он взял на себя первичные монашеские обеты, у него появилось сильное желание изучить основы учения махаяны «Праджня-парамиту» сутру и логику «Прамана», но в его родной областе не было мастеров, у которых он мог бы научиться этому. В этих дисциплинах была сильна школа Сакья-па, которая не имела сильного влияния в Долпо (а Долпопа родился именно там). Эти наставления он и получил у известного мастера школы Сакья-па Гьидон Джамьянг Тракпа Гьялцена, который стал одним из двух его главных духовных учителей. Движимый верой в учителя, Долпопа хотел пойти за Гьидоном из Долпо в Мустанг, но его родители , которые хотели чтобы он изучал сутры традиции Ньигма, не пустили его. В 1309, в возрасте 17 лет. Долпопа в Тайне покидает родительский дом и уходит в верхний Мустанг, где и воссоединяется с Гьидоном. Он наконец получил передачу, «Праджня-парамита» сутры и учения по логике «Прамана», а также изучил тексты по космологии и физиологии (абхидхарму). После изучения этих разделов Буддийского учения, этого он стал способен участвовать в философских диспутах. Тогда же Гьидон получил приглашение от своего дяди приехать в монастырь Сакья, самый престижный в то время учебный центр. Гьидон вскоре уехал, а Долпопа продолжил обучение в Верхнем Мустанге под руководством 2 других мастеров.

По прошествии 2 лет Гьядон хотел вернуться в Мустанг, но его дядя Сакья Бум и другие учителя не позволили ему это сделать. Тогда Гьядом послал Долпопе письмо в котором попросил его приехать в Сакья. Так, в 1312 г., в возрасте 20-ти лет, Долпопа приехал в монастырь Сакья и вскоре был признан самым способным учеником. В монастыре он продолжал изучать сутру «О запредельной мудрости» (праджняпарамита), логику и абхадхарму. Считалось, что это довольно внушительный объем знаний, нелегкий для одновременного усвоения. Один его друг, даже дал ему совет сконцентрироваться на чем-то одном, для того чтобы было легче овладеть предметом в совершенстве. Вместо этого Долпопа еще увеличил нагрузку и стал изучать Бодхачарьяватару и несколько тантрических текстов, таких как Ваджравалитантра и Буддхакападитантра и уже через полтора года стал признанным знатоком Четырех субьектов Махаяны и их комментариев. Затем Долпопа получил передачу Калачакра тантры от своего основного наставника Гьядона, который в свою очередь получил ее от мастера Ронгпа Шерраб Сендже (1251-1315) и переводчика по имени Чокден.

Также Долпопа получил передачу других текстов, таких как Трилогия Бодхисаттвы, Десять сутр о природе Будды, Пять сутр Определенного Значения и Пять Сокровищ Майтреи. В это время Долпопа также получил передачу от главы школы Сакья Дакний Ченпо Зангпо Бала (1262-1323) и дяди Гьядона Сакья Бума. Очень важным было получение передачи ему Вилмалапрабхи – комментария Калкина Пундарики на Калачакра Тантру от Кунгпанга Тракпа Гьялцена. (1263?-1347?). Также Долпопа получил передачу от Кунга Сонама (1285-1346) главного учения в школе Сакья - «Путь – Плод» и передачу множества текстов из цикла Хеваджра – тантры. К своему 21 –летию Долпопа стал большим знатоком во всех указанных выше областях знания, особенно в «Праджня парамите сутре», логике и абхидхарме (космологии и психологии). В этом же 1313 году, он получил большое подношение от своих родителей, с просьбой о первом публичной лекции в родных краях. Перед поездкой в родные края он провел 3 месяца в монастыре Данак, где под руководством мастера Ринчен Еше изучал 3 месяца «Пять сокровищ Майтери». Это обучение во многом повлияло на дальнейшие философские изыскания Долпопы. В 1314 возрасте 22 лет. Долпопа объехал множество монастырей провинций Цанг и Юй, для того чтобы встретиться со всеми значимыми учителями того периода.

Все учителя отметили высокий уровень его знаний. Во время этого путешествия, он стал широко известен и получил почетную прибавку к имени «Всеведущий», из-за глубокого знания текстов, таких Сатасахасрика праджняпарамита (текст в 100000 строк о запредельной мудрости перевозящий на другой берег). Этот эпитет закрепился за ним на всю жизнь. Во время этого путешествия он получил полные монастырские наставления от великого настоятеля Сонама Тракпы (1272-1352) монастыря Чолунг, который немногим ранее дал подобные наставления Будону Ринчен Друбу. Тогда же, Долпопа дал обет отказаться от поедания мяса убитых животных, который сдержал до конца своей жизни. В этом путешествие он получил множество передать от мастеров линий Кагью и Ньигма, посетил самый священный храм в Тибете - Джоканг в Лхасе. А на обратном пути, в Сакья, посетил монастырь Тропху, где находилась гигантская ступа и статую Майтреи… Здесь он молился о том чтобы ему дали возможность построить настолько же огромную ступу, что вскоре и удалось Долпопе. Заключительным пунктом в его путешествие был родительский дом в Долпо, где по данным Таранатхи он провел год. По возвращению в Сакья, Долпопа дал множество наставлений, а также провел ритрит по Хеваджра Тантре, окончание которого было ознаменовано явлением ему божества Хаваджры и 8 богинь.

В 1321, в возрасте 29 лет Долпопа впервые посетил монастырь Джонанг. Позднее он рассказывал своему ученику и биографу Лхей Гьялцену свое впечатление от этого посещения: «Хоть я и встречал много знаменитых ученых (здесь имеется в виду именно, мастера, занимавшиеся изучением текстов, логики и космологии и философии), никто из них не мог поразить меня, и самоуверенность моя все росла и росла. Но когда я приехал в Джонанг и увидел, что каждый мужчина и каждая женщина, серьезно практиковавшие медитацию уже реализовали природу ума посредством медитации, я был полностью обескуражен. Нераздельная вера и чистое видение было рождено по отношению к ним.»

Согласно Джетсуту Таранатхе, Долпопа путешествовал тогда в провинцию Юй. В монастыре Цурпху он встретил 3-го Кармапу, Рангджунг Дордже (1284-1339) и провел с ним интенсивный диспут о Буддийской доктрине. Затем он заехал в Джонанг и это переживание, о котором написано выше стало катализатором для Долпопы и в 1322 году, он покинул Сакья для того чтобы встретиться в Джонанге с мастером Йонтеном Гьямцо, и получить полное посвящение в Калачакра Тантру. В то время Долпопа был уже признанным мастером, и в путешествиях его всегда сопровождало 8 монахов. В Сакье , за ночь до того как Долпопа прибыл в Джонанг, его учитель Кунгпанг Тракпа Гьялцен увидел сон что Бодхисаттва Алокетишвара в окружении множества монахов едет в Джонанг на лучах Дхармы. В ту же ночь, в монастыре Джонанг, мастер Йонтен Гьямцо увидел другой сон, что император Шамбалы Калкин Пундарика поднял флаг победы Буддийского учения над Джонангом. Этот благоприятный знак подвиг его дать Долпопе полную передачу Калачакра Тантры, Трилогию Бодхисаттвы и подробные комментарии к 6 йогам Калачакры. Он поднес Долпопе отшельнический домик Кхачо Деден, куда тот немедленно отправился в медитативный ритрит. Вскоре он повторил ритрит и, по описанию его ученика Кунгпанги, во время интенсивной медитации достиг реализации 4 йог Калачакры из Шести. Его ученик так описывает произошедшее с Долпопой: На основе ухода от индивидуальности (пратьяхара) и стабильности ума (дхьяна), он узрел бесчисленных Будд и чистые земли. На основе контроля дыхания (пранаяма) и задержке (Дхарана), был рожден необыкновенный опыт и реализация, подобно сияющему блаженству духовного тепла.

Именно во время этого ритрита впервые в сердце Долпопы начала оформляться доктрина Жентонг.

Однако согласно Джетцуну Таранатхе. В второй ритрит продолжался от 2 до 3 лет и были завершены 3, а не 4 йоги из Шести. Поскольку четвертая йога выполняется в темной комнате, для того чтобы органы чувств были отделены от раздражителей, не факт что такие условия были в Кхачо Деден. Напротив он описывал это так:
Долпопа осознал наставления по 6 частной йоге Калачакра- тантры на собственном медитативном опыте. За исключением тех, кто в одиночку приходил к нему за особыми консультациями по учению, он находился в Кхачо Деден в полном одиночестве. Как только он достиг опыта и реализации ухода от индивидуальности (пратьяхара) и стабильности ума (дхьяна), мастер Йонтен Гьямцо, сказал, что сейчас он быстро даст дальнейшие наставления, но Долпопа попросил не торопиться и вести его осторожно по этому пути. Затем он продолжил медитацию и достиг знаков Идеального контроля над дыханием (пранаяма), в точности, как это описано в Тантре Калачакры. В то время как исключительные воззрения и медитация на Жентонг родились в уме Долпопы во время второго Ритрита в Кхачо Дедене, он никому не говорил о них на протяжении нескольких последующих лет. Спустя некоторое время, после окончания ритрита, мастер Йонтен Гьямцо попросил Долпопу быть его приемником, а также духовным главой и настоятелем монастыря Джонанг. Это полностью расходилось с желанием Долпопы интенсивно практиковать медитацию в изолированных местах, не отвлекаясь на монастырские заботы и хлопоты. Перед тем как принять окончательное решение Долпопа совершил еще раз паломничество в Лхасу к священной статуи Алокетишвары, находящейся и по сей день в храме Джокханг. Он попросил Алокетишвару помочь ему принять решение – что будет лучше для распространения Дхармы, удалиться ему в новый ритрит или возглавить монастырь Джонанг. Внезапно, чудесным образом возникла лучи света в форме гирлянды из цветков лотоса вокруг сердца статуи, которая также сказала Долпопе, что ему нужно принять руководство монастыря во славу Буддийского учения. Долпопа вернулся в монастырь осенью 1326 г. и был сразу объявлен приемником Йонтена Гьямцо на троне. После того как он взял на себя полную ответственность за монастырь Долпопа уходил в ритриты только на время лета и зимы, а весной и осенью находился в монастыре и давал наставления. Особенно он славился наставлениями по Калачакра Тантре, по Трилогии Бодхисаттвы, по 10-и сутрам о природы Будды, по 5-и сутрам Определенного значения, по 5-и трактатам Майтреи, по некоторым текстам Нагарджуны и многими тайными наставлениями. Интересно отметить, что он учил всем этим текстам в соответствие с комментарием Калкина Пундарики на Калачакра- Тантру…..

Многими годами ранее, Кунпанг Тукдже Тсондру, основатель монастыря Джонанг, сказал своему Ученику Йонтену Гьямцо: В этой мой домок для отшельнический домик, в будущем придет внук, который будет лучше чем сын, а правнук лучше что внук. В будущем правнук будет давать учение в Верхнем Зангдене и построит великую ступу в Нижнем Зангдене. После того как его учитель Йонтен Гьямцо покинул свое тело в 1327г., Долпопа решил построить Гигантскую ступу, в знак осуществления своего прошлого плана и для того чтобы отдать дань доброте своего учителя. Еще ступа задумывалась как объект для почитания теми, кто был не способен изучать сутры и тантры, а также медитировать, для того чтобы и эти люди могли бы таким образом увеличивать свои заслуги. Гигантская ступа была построена в 1929 в Верхнем Зангдене, но вскоре развалилась. Тогда весной 1330 был заложен фундамент на новом месте в Нижнем Зангдене. Все в окружении Долпопы говорили, что фундамент слишком большой и что не смогут даже закончить эту гигантскую ступу. Они боялись, что она очень быстро превратится в груду камней и земли, и из этой затеи выйдет, лишь то, что они станут объектом для насмешек. На что Долпопа возразил им: «Когда я ездил в своем первом путешествии по центральному Тибету, я видел Ступу Тропху Лоцавы и много молился чтобы укрепить веру. Я видел много цитат в множестве сутр и тантр, в которых говорилось, что собирание заслуг во много раз увеличивается, после строительства большой статуи или ступы… Это необыкновенная основа добродетели для достижения медитативной концентрации на истинной природе реальности… Существует несколько таких особенностей... Если я думаю об текущем состоянии живых существ в общем, то растет бесконечное сострадание. Естественно не факт, что все кто увидит, или прикоснется к этой ступе, будет спасен. Но зерна освобождения будут посажены, и будет принесена огромная польза людям. Кто же будет противостоять этому сейчас, в дальнейшем поймут это и раскаются.»

Строительство ступы сопровождалось большой активностью. Множество одаренных ремесленников и художников были привлечены из всех концов Тибета. Материалы для строительсва везли со всех направлений. Сотни рабочих работали на строительстве, в то время как монахи молились ламам линии передач. Долпопа лично носил землю, камни и выполнял работу по строительству стен. Он построил пандус, по которому мулы могли носить материал до самого места строительства, а также длинные пандусы с северной и южной сторон, для того чтобы те, кто носит грузы, поднимались с одной стороны и опускались с другой. Ремесленники со всех сторон окружали строительство, и если был хоть малейший отход от расчетов, то это место разрушали и строили заново. По мере того как распространялись новости о строительстве ступы, в Джонанг со всех концов Тибета стекались огромные подношения золота, серебра, меди, железа, шелка, чая, текстиля, лекарств, и т.д. Тем временем Долпопа собрал вокруг себя исключительную группу йогинов, ученых и переводчиков, среди которых были: Кунгпанг Чотрак Балзанг, Мати Панчен Джамьянг Лодро, (1294-1376), Лотсава Лодро Вал (1299-1353) и великий настоятель Чолей Намгьял (1306-1386). Все они принимали участие в строительстве ступы. Интенсивный физический труд работы над ступой сопровождался множеством экстраординарных наставлений Долпопы о высшем смысле послания Будды. Согласно Таранатхе, когда было заложено основание ступы, и был поднят трон в Верзнем Зангдене, Долпопа в первый раз рассказал 10 своим ученикам Теорию Жентонг, в контексте обширного разъяснения 10 сутр о природы Будды. Строительство Ступы Джонанг велось строго в соответствии с описанием, данном в Вималапрабхе, и по окончании, она соответствовала всем критериям, что и Славная Ступа Лунного Дворца, в которой Будда впервые провозгласил Калачакра Тантру. Долпопа сказал что его реализация «абсолюта, в качестве пустоты другого, которая была не известна до этого в Тибете» проявилась благодаря доброте его учителей и Трех Драгоценностей (Будде, Дхарме и Санге), и это благословение он получил благодаря преданности и служения им, и потому что он сделал все, что он должен был сделать во благо учения Будды.

Долпопа также говорил о том опыте, который он получил:
«Увы! Моя удача может отвернуться от меня, но это открытие и есть уже большая удача.
Сделал ли это открытие ленивый глупец, благословленный Императором Калкиным?
Не смотря на то, что я физически не был в императорском дворе, вошел ли Император Калкин в мой полный веры ум, или, что же случилось на самом деле?
Не смотря на то, что мое осознавание не было еще очищено в трех знание, я думаю, что возвышение горы Меру было причиной Океана прорыва.
Я преклоняюсь перед почтенными мастерами, Буддами и Калкиными за ту доброту, которая выразилась в отправные точки, которые трудны для точной реализации даже высоким мастерам, и за их великую ступу».

Под «возвышением горы Меру» Долпопа имел в виду возведение ступы, которая символизирует гору Меру, а под «Океаном прорыва», под действием благословения и энергии пробужденной усилием – самую известную книгу Долпопы – «Океан окончательного смысла: Гора дхармы». Дата окончания этого трактата не известна, но по косвенным данным он был закончен (30 мая или июня 1333г.) еще даже до окончания строительства ступы, которое состоялось 30 октября 1333г. Таким образом, будет правильно сказать, что внешние действия по строительству ступы были отражением внутренних процессов, протекавших в Долпопе в то же самое время, и вылившихся в его несколько наиболее значимых духовных трудов.

Сразу же после его первых лекций о доктрине Жентонг, Долпопа написал несколько незначительных работ, с разъяснениями доктрины. Но согласно Таранатхе, когда эти работы вышли в свет, они были непостижимы для большинства ученых, из-за необычного и новаторского языка, коим они были написаны. Ученые без сомнения испытали, в некоторой степени, герменевтический шок, когда столкнулись с учением, которое нелегко было уместить в известные им категории. Однако другой текст Таранатхи констатирует, что когда Долпопа провозгласил доктрину Жентонг, все кто присутствовали при этом, были восхищены ей.

Эта доктрина вызвала брожение умов среди адептов Сакья, Гелуг, Кадам, Жалу Будона и некоторых последователей школы Ньима. Например по описанию мастера школы Сакья Джамгона Амей Запа (1597-1659) большая часть негативной реакции была вызвана возмущением ученых школы Сакья, которые чувствовали себя преданными Долпопой, из-за того, что он стал выражать доктрину Жентонг, которая противоречит доктрине отцов основателей школы Сакья. В этой связи нужно отметить, что Джонанг воспринимался как отделение школы Сакья, а Долпопа был монахом школы Сакья и до этих откровений базировал свое воззрение на основе взглядов этой традиции. По мнению Амей Запа, мнение, что все ученые школы Сакья полностью отклонили теорию Долпопы было преувеличением, поскольку его собственные предки (а школа Сакья всегда была фамильной и линия преемственности передавалась через родственников) Тишри Кунга Гьялцен и его 2 сына Да Ен Чогьи Гьялцен (1332-1359) и Да Ен Лодро Гьялцен (1332-1364), также как Донье Гьялцен и его брат Лама Дампа Сонам Гьялцен все приняли учение непосредственно из рук Долпопы. Таранатха, духовный лидер школы Джонанг 17 века, отмечал, что все кто приходил в Джонанг и пытавшиеся оспорить позицию Долпопы, после философского диспута полностью разделяли его взгляды и проникались верой в него. Другие же, кто присылал письменные возражения и опровержения, лишались их, получая хорошо аргументированные ответы Долпопы. Хорошим примером является Барава Гьялцен Балзанг, (1310-1391) который был учеником как Долпопы, так и Будона Ринчен Друпа. Барава имел сомнения относительно нескольких пунктов связанных с различением Долпопой Вселенского причинного гносиса и Вселенского причинного сознания и послал письменные вопросы Долпопе и его главным последователям. Он получил ответ от учеников Долпопы, но его сомнения не рассеялись. Позднее он получил ответ от самого Долпопы, который удовлетворил его гораздо больше, но полностью отличался от того ответа, что дали его последователи ранее. В конце концов, ему удалось встретиться с Долпопой в ритритном месте Сакья Чузанг и обсудить свои сомнения лично. Долпопа дал ответ в соответствии с своим предшествующим письмом и Барава, наконец-то выяснил истинный смысл учения Долпопы.

Таким же образом после выражения его точки зрения посредством диспутов и дискуссий с множеством различных ученых Долпопа написал свой главные труды, основным из которых был «Океан окончательного смысла: Гора Дхармы».

В 1334г. Во время ритрита в местечке Девачен, Долпопа попросил своих последователей Лоцаву Лодро Бала и Мати Панчен Ждамъянг Лодро Гьялцена подготовить исправленный перевод Калачакра тантры и Вималапрабхи (комментария на нее). По просьбе его ученика и биографа сам Долпопа, затем написал основные положения и резюме к Вималапрабхе, которые, к сожалению, пока не обнаружены среди его сочинений. Дальнейшая важная информация об обстоятельствах нового перевода, который сделан традицией Джонанг, найден в колофоне к исправлениям раннего перевода Шонгдон Доржде Гьялцена:
«Позднее блестящий и знаменитый мастер Всеведущий Мастер дхармы Дхармакиртишрибхадра, великий адепт шри Калачакры, тщательно обдумывал значения этой тантры. Подчинившись его воле и согласно его наставлениям два буддийских монаха Лодро Гьялцен и Лодро Балзанг, которые знали науку перевода, благодаря доброте великого ученого Стхарамати, изучив множество индийских манускриптов тантры и ее комментариев, перевели ее, проверили и признали перевод соответствующим всем вышеуказанным первоисточникам».

Несколько лет спустя, переводчик Шерраб Ринчен, задал Долпопе несколько вопросов относительно традиции Калачакры в Тибете и сделал следующий комментарий, относительно перевода школы Джонанг:
«Пара переводчиков по имени Лодро, вновь обнаружили множество великолепных ньюансов, в добавление к тем, которые были обнаружены до них. И в процессе труда их при помощи анализа, изучения и медитации было открыто множество глубинных значений как в комментариях тантры, так и в тайных наставлений. Со времени возведения Ступы, обращения к ней, ко всем учителям, Бодхисаттвам и духовным сыновьям, естественный язык глубокой основы стал предельно ясен. И Секретные предписания глубоких тантр стали также предельно ясны»

Очень интересная дискуссия о переводах Джонанг Калачакра тантры и ее комментариев, раскрывает Кунга Дролчок, один из приемников Долпопы трона Линии Джонанг. В его биографии, которую написал Рикден Нимьгял Тракзанг (1395-1475), целитель, адепт Калачакры, и король северной провинции Чанг. Кунга Дролчок записал мнение Чамлинга Панчен Сонам Намгьяла (1400 - 1475), касаемо исправлений Долпопы:
«Всеведующий Будон также взял перевод Шонга (Калачакра тантры и комментария Вималапрабхи) в качестве фундаментального текста для разъяснений и отметил, что «Нашел около 30 пунктов, которое можно оставить неизменными». А великий Всеведущий Будда из Долпо (так называли Долпопу) дал приказание двум переводчикам и они сделали новый перевод, в котором также исправили те пункты, которые удовлетворили Будона. В результате, стал более доступен пониманию язык изложения основы для накопления добродетели. После украшения собственными аннотациями, Долпопа открыл чистейшую из чистых колесницу с всесторонними комментариями по главному значению, такое как «Океан окончательного смысла», «Основной комментарий к доктрине», «Четвертый Совет». Я уверен, безусловно, никто еще не комментировал Тантру Шри Калачакры, лучше чем Долпопа, даже на севере, в Шамбале. Воспроизводство пояснений и композиции в рассмотрении основных областей доктрины отчасти лучше удалось Будону, но в контексте собирания вместе окончательных секретов самой Калачакры, ему, безусловно, не сравниться с потоком Долпопы.»

Новый перевод школы Джонанг, был безусловно важной частью попытки Долпопы основать и распространить его теорию «Пустоты иного – Жентонг» и связанных с ней трактовок доктрины и практик. Тантра Калачакры и Вималапрабха были первоначальной авторитетной основой, для новаторских Учений Долпопы и в дискуссии со своими учениками, знавшими санскрит, он без сомнения нашел причину почувствовать, что ранний перевод на Тибетский язык Дро Лоцавы Шерраб Трака, с корректировками Шонгдона Дордже Гьялцена, не позволял воссиять истинному абсолютному смыслу. В то время, в 1333 Долпопа только что закончил строительство Великой Ступы Джонанг и составление его наиболее важной работы «Океан окончательного смысла: Гора Дрармы» очевидно только что увидела свет. Долпопа, который и сам не был невежественным в санскрите, был окружен одаренными переводчиками из числе его последователей, такими как Мати Панчен, Лотцава Лодро Бал, Кунпанг Чотрак Балзанг и Дрикунг Лоцава Маникашри, все из которых были великими практиками 6 частной йоги учеными Калачакры. Панг Лоцава Лодро Денпа (1276-1342), известный, как наиболее влиятельный учитель Санскрита в Тибете, также восхищался Долпопой. Поразительно, что две великих мастера Калачакры в истории Тибета, Долпопа и Будон, были ровесниками и жили в одной и той же области Цанга (Центральный Тибет), имели также общих учителей и учеников. Незадолго до окончания нового перевода Калачакры школой Джонанг в 1334, Будон закончил собственные обширные замечания к переводу Шонгдона Калачакра тантры и Вималапрабхи и давал лекции по ним каждый год. Долпопа же решил сначала сделать новый, исправленный перевод , содержание которого он и постарался проиллюстрировать и составил свои примечания. Он очень точно зафиксировал свои намерения для составления как примечаний, так и краткого обзора Вималапрабхи:
«С тех пор, когда все необходимые пункты глубокого окончательного смысла были обнаружены в великом комментарии к Калачакре, лучшего и нельзя было желать. Для того чтобы предупредить ошибки во внимании к основе трактата [Вималапрабхи], я также составил краткий обзор и обширные примечания, также как и множество других текстов.»

Примечания Долпопы к Вималапрабхе оказались сущностно достаточны, чтобы их поставить их первыми среди всех его работ в списке, составленном Лей Гьялценом, что намёкает на то что он расценил самыми важными среди всех других 38 работ о Калачакра Тантре. И сам Долпопа, несомненно чувствовал, что его примечания к Вималапрабхе удивительно хороши:
«Смотря на примечания к великому комментарию на Калачакра Тантру, Мастер Дхармы [Долпопа] воскликнул: «Вот это да! Чьи же это работы? Все они невероятны!» смыкая ладони пред собой снова и снова, он сказал: «Когда я смотрю на этот уровень понимания Глубинного Окончательного Смысла, я интересно, кто же я на самом деле?!»

И это не просто высокомерие. Долпопа был главным адептом Шестичастных йог, исключительной стадии Калачакра тантры. Он был вдохновлен императорами Калкинами из Шамбалы, и в общем рассматривается как воплощение императора Шамбалы Калкина Пундарики, автора Вималапрабхи. Также известно что и сам Долпопа, также был убежден, что он воплощение Пундарики.

После возведения ступы Долпопа путешествовал по многим областям Тибета, преимущественно, для того чтобы заниматься медитация в отшельничестве. Но также он построил большое количество храмов, тщательно изучал Буддийский Канон и написал множество замечательных трактатов. Во время путешествия его посетило несколько видений: различные чистые земли и необычные тантрические божества. В частности он узрел чистую землю Шамбала, источник учения Калачакры, и в другом случае заявил, что он действительно побывал там иллюзорным способом. Кунгпанг отметил, что Долпопа также написал большое количество текстов, во время нахождения в отшельничестве в Гьюпуке, возле Джонанга.

С этого времени Долпопу считали одним из главных Буддийских учителей в Тибете. Мастер Доньё Гьялцен из Династии Кхон, школы Сакья, прислал ему письмо, со своим восхищением. Мастер Сакья Тишри Кунга Гьялцен поднес ему подношение золотом. Также Третий Кармапа Рангджунг Дордже, поднес Долпопе ему золотую мандалу.

Осенью 1336 г. Долпопа был приглашен дать учение в Монастырь Сакья, в котором когда-то жил. Он дал обширное учение нескольким тысячам слушателям, в конце которого он углубился в обширные дебаты о философских точках зрения. Используя в качестве доказательств сутры и тантры, особенно раздел сутр Праджняпарамиты, он обозначал различия между относительной и абсолютной истиной при помощи категорий «пустоты собственной природы» (рантонг) и «пустоты иного» (Жентонг).

В год Почвенного Тигра (1338) оставил пост лидера Джонанг, назначив на это место всего последователя Лоцаву Лодро Бала. Лодро Бал был на этом посту следующие 17 лет.

В девятый месяц года Обезьяны (1344), когда Долпопе было 52 года и его приемник Лоцава Лодро Бал уже занимал пост главы монастыря Джонанг семь лет, представители Монгольского императора Дзамбала Тушри и Бхате Тше Ен прибыли в Цанг с официальным приглашением Императора Тогхон Темура династии Юань прибыть в Китай. Ни Долпопа, ни Будон не приняли императорского приглашения, оба удалились в медитативный ритрит в удаленные места. Согласно Лей Гьялцену, Тогхон Тимур был крайне разгневан этими отказами и Долпопа опасался, что последует следующий вызов. Для того чтобы исключить эту возможность он оставался в различных изолированных местах на протяжении нескольких лет. В конце концов, от императора пришло письмо, в котором говорилось, чтобы Долпопа работал для распространения Буддийской доктрины в собственной стране. Версия событий немного проста. Кунгпанг описывает их по-другому. По факту, очень сложно определить, являются ли события, которые он описывает связанными с приглашением в 1344, или с другим неизвестным приглашением к Китайскому императору… Согласно этому, очень подробному описанию, выдающийся Китайский ученый по имени Дзала Кара, услышал о Долпопе во время своего визита в Лхасу. По возвращения в Китай, Императором Джампей Кхорло предписал ему явиться во Дворец Кешамкара. Император спросил его, кто является самым известным ученым Тцанга и Юя (области центрального Тибета). Дзала Кара выже всех пославил именно Долпопу. Тогда император послал большой отряд, включавший в себя таких как, Дзала Кара, Лопон Дзакура, 50 сопровождающих, во главе с Дзакарой, четырех силачей, таких как Лонгчен Падма и большое подношения, для того чтобы тайно пригласить Долпопу в Китай. Когда они прибыли в Джонанг, Долпопа на китайском обсудил это предложение с Дзала Карой и они, в конце концов, договорились встретиться через 3 месяца в Лхасе и тайно отправиться к императору. Согласно этой версии, в год обезьяны (что может быть воспринято как 1344) Долпопа попросил своих главных учеников Кунгпанг Чотрак Бала, Сазанг мати Панчена, Чантце Лоцаву и Манника Шри сопровождать его в поездке в Лхасу, чтобы совершить молебен статуям – Джово Шакьямуни и Джово Акшобьи . Он попросил Лоцаву Лодро Бала взять на себя обязанности главы линии до своего возвращения и снарядить сандаловую колесницу. В Лхасе они направили свои молитвы к священным статуям и ответы, которые они получили, показавали на пагубность поездки в Китай для Долпопы. Но в знак сострадания к Китайцам, Долдпопа решил все-таки поехать. В это время, близкий последователь Долпопы Ринтсулва (1297-1368) сделал необыкновенную статую Долпопы, которую мастер согласился освятить. (копию этой статуи можно увидеть в Джоканге). Затем идет продолжительное описание событий, которые оканчиваются тем, что Короли Депа Ценьи и Чандра мобилизовали свои армии, для того чтобы не дать увезти Долпопу в Китай. В конце концов, Долпопа записал длинную и очень интересную лекцию в стихах об особенностях философских воззрений не - Буддистов и Буддистов, которую отвезли в Китай, в качестве наставления Императору. Позднее, как сказано, Долпопа сжалился над обезумившими китайцами и магическим методом переместился в императорский двор, чем порадовал императора.

В этой истории много противоречий, которые не могут быть разрешены в деталях. Похоже, что в действительности были объединены события приглашения в 1344г. и последующее путешествие Долпопы в Юй в 1358-1360, и затем много дополнительных сведений было добавлено из неизвестных источников. Например, финальные события в которых колесница Долпопы застряла в грязи так, что Китайские силачи не смогли ее сдвинуть с места перекликается с мифическими событиями из «Собрания Манис», в которых колесницы Китайский принцессы Вен Чен, которая везла статую Джово Шакьямуни застряла в песке неподалеку от Лхасы и ее не могли освободить китайские силачи.

В год Деревянной Лошади (1354) умер Лоцава Лодро Бал. Он занимал трон учения Джонанг на протяжении 17 лет. Долпопа вернулся в Джонанг, руководил похоронной процессией и назначил своего ученика Чолей Намгьяла (1306 – 1386) возглавлять монастырь. Он оставался на этом троне следующие четыре года.В то время Чолей Намьгьял был мастером Дхармы в институте Нгамринг, который был создан или расширен ранее в том же году Долпопой, при поддержке правителя Чанга – Даи Ен Намкха Денпа(1316-?). Намкха Денпа настаял, чтобы Чолей Намгьяла заведовал Институтом Намгьял, столько же, сколько будет занимать трон Джонанга. Во время последующих лет Долпопа дал религиозные наставления множеству великих светил Тибетского интеллектуального и политического мира. Среди них были Табен Кунга Ринчен (1339-1399) мастер линии Житок школы Сакья, Кунгпанг (?-1357), Главный Губернатор Гьялзанг (?- 357) Чангпа Сиддхи и Якде Панчен (1299-1378). Во время пребывания на троне Чолей Нимгьяла, Долпопа в основном находился в области Джонанг. Он сообщил всем, что он стареет и те, кто получить от него его последние поучения должны приехать в Джонанг. Среди множества сотен, которые прибыли по этому зову находились Кунгпанг Чотрак Балзанг; Шарпа Ринчен Гьялцен (1306-1355); Мати Панчен Лодро Гьялцен; великий настоятель Чолей Намгьял; настоятель монастыря Недрук, мастер Гьялцен Жунгней, и мастер Калачакры Дордже Ньингпо.

Вскоре после этого, Долпопу пригласил настоятель Чимдон Лозанг Тракпа(1299-1375) дать учение в монастырь Нартанг, древней традиции Кадам-па. Он дал диалектикам обширное разъяснение различий двух истин (Рантонг и Жентонг), подчеркнув, что истинные знатоки не цепляются ни за несуществующую относительность, как за существующую, ни за существующий абсолют, как не существующий, а обитают посередине между этими крайностями.

В конце 1358г. Чолей Намгьялу стало слишком тяжело возглавлять сразу и монастырь Джонанг и Институт Намгьял. С разрешения Долпопы он оставил свои посты и в первый месяц года Свиньи (1359), пост главы монастыря занял другой близкий ученик Долпопы Гончок Гьялцен.

Долпопа все больше и больше беспокоился об обширном повреждении буддиских общин и храмов в Тибете из-за политических противоречий между правителями Сакья в Цанге и новой династией пхакмодру из Юя. Долпопа решил, что единственное, что может помочь в этой ситуации, это поездка в Лхасу и молитва статуе Джово Шакьямуни, что было равнозначно молитве самом Будде. Долпопе было 66 лет и в свои последние годы, он был очень тучным. Поэтому путешествовать ему было тяжело. Его тело было вдвое больше тела обычного человека, и в аудитории он всегда доминировал, даже если там были сотни людей. Важные и харизматичные фигуры, становились подобны детям, когда представали перед ним. Он отправился в путешествие в 16 день 5 месяца года Земляной Собаки (1358) на лодке вниз по реке Ярлунг Цампо (Брахмапутра). Периодически, в различных местах на берегу, Долпопа читал лекции. Лама Дампа Сонам Гьялцен, 15 патриарх школы Сакья, приехал в Чолинг, для того чтобы встретиться с Долпопой, принять от него учения и попросить его составить Четвертый совет и прокомментировать этот труд. Затем, в четвертый месяц года Земляной Свиньи, ему было прислано приглашение приехать в Юй, от правителя Тшалпы и близких последователей Долпопы Тангбоче и Бумченпы. Долпопа медленно проследовал из Цанга в Юй. Тысячи людей линиями вдоль дороги приветствовали его, и сопровождали Долпопу при его передвижении от монастыря к монастырю. Толпа была столь многочисленна, что люди, стоявшие на периферии, не слышали голос Долпопы и приходилось людям, стоявшим посередине, проговаривать его, для того, чтобы то, что говорил мастер, слышали все. В монастыре Долунг Намгьял в Юе, в котором его ученик Ринцулва был настоятелем с 1354г., Долпопа дал наставления сотням людей. Во главе этого собрания был правител Дуенша Зону Гьялцен со своей свитой.

В конце шестого месяца того же года, Долпопа наконец прибыл в Лхасу. Он поднес золото Статуям Джово Шакьямуни и Джово Акшобье и использовал 300 мер масла, для подношения в масляных лампах в храмах. Он жил около 6 месяцев в Марпори, Тракла Лупуке и Рамоче. В частности, Долпопа дал множество наставления о глубоком пути Шестичастной Йоги, большому количеству мастеров, которые приходили к нему со всех концов страны. Это было очевидно невероятная сцена. Собиралось столько желающих получать наставления, что они не могли поместиться в те залы, где Долпопа их давал, да же в самые большие из них. Новым люди, пришедшим за наставлениями в первый раз, дозволялось войти первыми. Затем заходили остальные, до тех тор пока в зале еще мог кто-нибудь поместиться. Но с тех пор, как подобных просьб стало слишком много, и к тому же это сопровождалось необычными физическими событиями, Долпопа переехал из Рамоче Кхангсар в Зхол. Но и там столько людей, хотели получить наставления, что очень быстро двери были сломаны, а ступени пришли в негодность. Даже сторожевые собаки у подножия ступеней, предназначенные для наведения порядка у входа, не имели должного эффекта в управлении толпы.

Как-то раз, Долпопа был приглашен на великую церемонию в близлежащий монастырь Тшал Гунгтанг. Там Долпопа дал большое посвящение в Калачакры и множество других учений, правителю Делеку. Затем, снова при помощи людей, которые передавали его слова от одного к другому, он дал учение огромной массе людей, собравшейся за пределами монастыря. В другой раз, когда Долпопа сидел перед драгоценной статуей Джово Шакьямуни, пришел правитель Гевей Лодро (1364-?) и попросил дать ему посвящение. Но когда правитель Лхундрубпа пригласил Долпопу в Лагонг, толпа в днем была такой большой что ему пришло ехать туда ночью тайно. В Лагонге он дал посвящение Хаягривы группе людей во главе с самим Гевей Лодро. Ему также пришлось и к статуе Джово отправиться ночью, поскольку днем вокруг Храма негде было ступить. В конце первого месяца года мыши (1360). Пришли посланники, пригласившие Долпопу обратно в Джонанг. Жители Лхасы были крайне расстроены его отъездом. Когда он достиг места под названием Гарчунг Гьеде, долина Гьянг была заполнена огромным количеством людей и их лошадей. Столько желающих получить благословение, прикоснувшись к его руке, окружило Долпопу, что паланкин мастера не мог проехать. Подобное продолжалось вплоть до г. Чукха. Членам Сангхи были продекламированы различные тексты, в том числе и «Главный комментарий к доктрине», в то время как основная часть людей была в печали, близкой к истерике. Большинство людей находились без чувств и не могли ходить. День был солнечный и без облаков, но все небо было заполнено радугами. Когда Долпопа сел в лодку чтобы переплыть реку, многие кинулись за ними, и другие были вынуждены спасать их. После того как он проехал нижную долину Санг, он погостил в нижнем и верхний колледжах монастыря Сангпху. Он пересек реку в районе Ньяк Карнак. По настоянию Ламы Дампы Сонам Гьялцена, в Ньетанг Долпопу сопровождала процессия монахов и группа музыкантов. И здесь толпа была столь многочисленна, что когда он прибыл посетить ступу Атиши, монастырские ворота были заблокированы. Чтобы попасть в монастырь, люди подняли паланкин с Долпопой над собственными головами, и передавали из рук в рукипо направлению к воротам. Затем он пересек реку Гьи и поклонился обелику Ушан До. В месте под названием Чушул Другу Ганг, он был приглашен Ламой Бадо. Туда же было принесено из Синпори множество ритуальных предметов, для того чтобы Долпопа благословил их. После этого по совету Лопён Ситупа(1302-1364), Лопён Балрина и его учеников, Долпопа был приглашен группой монахов в Рабцун, для передачи учения. Оттуда Лопён Лоченпа проводил Долпопу в Ямдрок Нагарце, где он оставался около месяца, проводя инициации. Затем люди из Ямдрок сопровождали Долпопа через перевал Кхаро вплоть до долины Ом. Там он был приглашен правителем Пакпой (1318-1370) и сопровожден монахами в монастырь Ралунг, в котором Долпопа дал много учений. Он провел несколько дней в целебных источниках Ньингро и затем остановился по пути в монастыре Неньинг и других монастырях, где дал обширные наставления.

Согласно Истории региона Ньянг, которую написал Таранатха, правитель Пакпа Балзанг и его младший брат Пакпа Ринчен (1320-1376), уже долгое время хотели получить Учение от Долпопы, и теперь, когда он был неподалеку, пригласили его в Джангру. Из-за своего веса, Долпопе было очень тяжело подниматься по ступеням в Джангру, так что он долгое время оставался внизу на поле Дзингка, где он расстелил огромную шелковую мандалу Калачакры, приготовленную для подношения в предварительных практиках, и затем провел очень подробное посвящение. В это же время Долпопу посетило видение, в котором близ лежащая гора Цечен предстала в виде дворца Шамбалы и было произнесено пророчество, что в будущем, здесь будет монастырь, в котором будут практиковать только Шесть йог Калачакры. Когда Долпопа оставил Джангру, он последовал в Нейсар в сопровождении Пакпа Балзанга. Долпопа так исструктировал правителя: «Честь Будды вечна, Дхарма – это истина, Сангха – безошибочна. Это всегда будет благотворно и сейчас и в будущем, и твое государство всегда будет стабильно».

Затем Долпопа был приглашен в Шалу и Тшокду, где он дал обширную лекцию перед огромной аудитории, использую как и Цанге пересказчиков, чтобы охватить эту большую аудиторию. Несколько Тибетских источников говорят ,что когда Долпопа прибыл в Шалу, Мастер Будон не смог вступить с ним в дебаты. Например в в «Истории Буддизма» написанной в 1581г. Друкченом Пайма Гарпо, сказано:
«Есть одна история, что когда Будон, находился в Рипуке, пришел Долпопа, чтобы вступить с ним в дебаты, но Будон не смог этого сделать. Долпопа продекламировал начальную фразу, для открытия дебатов, которая разломила (стену Будонской) резиденции. Этого нет в других источниках. Я думаю что эта информация пришла из уст опытных практиков Джонанга»

Джетсун Таранатха позднее также упоминает об этой истории, представляя ее в менее конфронтационной форме, говоря что известно что Долпопа, захотел провести дискуссию со «Вторым Всеведущим», но великий Будон, не смог участвовать в дебатах. Таранатха, говорит об этой истории как об несомненном факте. Биография Долпопы, написанная Кунгпангом, описывает эти события более подробно: Он говорит, что Долпопа приехал в Шалу после того, как получил письмо от Будона. Он был хорошо принят и со своей стороны, также сделал подарки. Затем он послал послание Будону, который находился в неподалеку в пещере Рипук, в котором говорилось, что он получил его предыдущее письмо, прибыл в Шалу и настало время им провести философский диспут, на пользу Буддийской доктрине и живых существ. Те, кто находились в Шалу, например Ждамьянг Гарпо были испуганы и поговорили с Будоном. Он также был встревожен и попросил одного из своих помощников взять наугад один из томов и открыть его в порядке предвидения благоприятной ситуации. Был открыт том из Махабери сутры. Когда Будон попросил зачитать оттуда фразу для начала дебатов, эта фраза, которая была зачитана, содержала пророчество о появлении Долпопы на земле. Это было воспринято как чрезвычайно неблагоприятный для Будона знак. Все были напуганы этим событием и после недолгого обсуждения 3 красивых белых раковины, две золотые статуи и множество других подношений были поднесены Долпопе. Долпопа же сказал, что Будон сегодня не здоров, но он знал, что же именно произошло на самом деле, и что эта вводная фраза произвела брешь в стене резиденции Будона.

После отъезда из Шалу, Долпопа вновь посетил Нартанг и дал учение под названием «Комментарий Малого Лотоса» настоятелю и др. В свою очередь произнес речь о безраздельной вере в Долпопу. Затем прибыл отряд из монастыря Джонанг, во главе с держателем трона, чтобы сопроводить его по дороге домой. По пути Долпопа часто останавливался, чтобы давать учение. В частности он ненадолго задержался в монастыре Тропху, и сделал подношения масленых ламп огромной статуе Майтреи и ступе, которая, в свое время подвигла его на возведение Джонанг Кумбум. Перед лицом статуи Будды Майтреи он попросил зачитать биографию Тропху Лоцавы, которая заставила его разрыдаться. Затем процессия около 100 человек продолжила путь к Джонангу. По пути он давал учение во всех больших и маленьких монастырях. Как говорят, это была очень трогательная сцена, когда большое количество людей, которые сопровождали его через долины, читали мантру Алокетишвары, молились, а на глазах у них были слезы веры.

В 16 день пятого месяца года мыши (1360) Долпопа прибыл назад в самое крупное место для отшельничества в Джонанге в великолепном состоянии. Большое подношение, которое принял Долпопа в провинции Юй, было использовано для украшения ступы и различных храмов. После принятия подношений и передачи учения многим людям, которые пришли со всех направлений, таким как Великий мастер Друнг Житокпа, Великолепному Панченпе, Великому настоятелю Намка Еше и правителю Бьянга мастера Намке Танпе, Долпопа начал медитацию в своей резиденции в Девачене. После этого Долпопа отправился в Дзум Чолунг, и построил Ступу Победы. У него также было видение Индийского адепта Саварипы, который дал ему прямую передачу шести йог Калачакры. Затем он вернулся в Джонанг.

В осень года железного быка (1361),когда Долпопе было 69 лет, Держатель трона Джонанг уехал, чтобы посетить Сакья. Долпопа дал различные наставления своим главным ученикам, и сделал несколько комментариев, относительно холодной погоды в Тибете, и как ему будет меньше хлопот в более теплом месте. Один из учеников спросил, где же то место, где Долпопа был, и ему там понравилось? Долпопа ответил, что он был в Девачене (санк. Сукхавати), и там было тепло. Некоторые из его учеников при этом подумали что Долпопа говорит о своей резиденции, которая называлась Девачен, но некоторые – что он говорил о Чистой Земле Девачен, и волосы их встали дыбом.

В четвертый день одиннадцатого месяца Долпопа начал давать учение по своей великой работе «Океан окончательного смысла: Гора Дхармы», монастырскому собранию. Он также стал давать наставления по предварительным практикам группе новичков. На шестой день он окончил учить половине «Океана окончательного смысла», и он сказал своим ученикам, что это было все, чему он хотел научить и попросил их бережно обращаться с текстом. Новичкам, он дал очень подробное наставление о предварительных практиках. Он выглядел более здоровым, чем когда-либо и весь светился. Долпопа дал новичкам много советов, и все из них расплакались, так благодарны они были учителю. По окончанию занятий ученики спрашивали друг у друга «Почему мастер сегодня так пристально смотрел на небо, почему в нем столько энергии?». Затем Долпопа объявил, что он направляется к ступе. Его помощники сказали, что выпал снег и тропа небезопасна. Он ответил им, что они не понимают, что ему нужно там оказаться. Но ученики настаивали, что там небезопасно и что они должны проводить его. Был приготовлен чай и один из помощников был позван вызвать старых учеников для личного разговора. Ученики собрались перед Долпопой и и он дал им детальную передачу «Могучей десятикратной анаграммы». Этим вечером, все очень радовались, было много шуток и смеха. Затем Долпопа пошел спать. После некоторого времени, ночью он спросил своего помощника: «Еще не рассвело?» Помощник сказал, что не прошло и половины ночи. Долпопа сказал ответ: «Должно быть скоро рассвет», и опять заснул. Когда помощник проснулся, он сказал: «Сейчас рассвело». Долпопа ответил: «Да, помоги мне с одеждой». Помощник принес одежду и спросил: «Вы будете вставать сейчас?» Долпопа ничего не ответил. Тогда помощник подумал, что он медитирует и не стал переспрашивать. Когда выглянуло солнце, помощник дотронулся до руки Долпопы и спросил еще раз: «Вы будете вставать сейчас?»

Долпопа сидел в медитативной позе, и было похоже, что он находится в глубокой медитации. Он и на этот раз ничего не ответил. Тогда помощник позвал более опытных последователей. Они подумали, то может быть у него переохлаждение и они вынесли Долпопу на солнце и сделали массаж. По полудни его глаза были закрыты, и без признаков какой-либо болезненности он впал в глубокую медитацию. Он был был отнесен в свои покои, и находился под присмотром. Спустя несколько минут, он сменил свою позу на позу Ваджрасаттвы и погрузился в блаженство.

Когда великий настоятель Чолей Намьгьял, услышал эту новость, он сообщил что хочет увидеть тело Долпопы. Тело оставалось в постели несколько дней и некоторые главные ученики, такие как Друнг Житокпа, посетили его и сделали подношения. Многие, и днем и ночью, делали подношения, а перед домом простирания и кору. После того как прибыл Чолей Намгьял, тело поместили в деревянный каркас, положили благовония, украсили шелком, драгоценными орнаментами и отнесли в крематорий. Тело было очень пластично, подобно шерстяной ткани. 21 день вплоть до полнолуния, сто мастеров во главе с великим настоятелем и держателем трона Ламой Панченгпой. Вечером шестого дня первого месяца года Тигра (1362), была проведена церемония кремации тела. Когда тело было помещено в огонь, сначала дым был величиной не больше длины копья, затем тонкой стрелой направился к ступе, облетел ее вокруг несколько раз и исчез на западе. В то же время, было сделано подношение огромного количества благовоний, масленых ламп, музыки, и т.д. В частности практиковавшие мужчины и женщины разместили подношение - масленые лампы на собственных головных уборах, и вся долина засверкала огнями. До тех пор пока дым костра не исчез на западе, все они все они молились, опустив головы, со слезами на глазах.

На следующее утро крематорий был опечатан. Когда на десятый день от был открыт, его останки были переданы тем последователям Долпопы, которые получали от него передачу Вималапрабхи. Среди пепла было найдено множество мощей, чистых как кристалл. Позже появилось бесчисленно множество таких реликвий. Тогда множество исполняющих желания статуй были покрыты из золотыми пластинами из этих останков.

Когда много из этих статуй были привезены в Сакья, их встретили с музыкой и большой желтой процессией Сангхи во главе с мастером семьи Шарпа школы Сакья. Всеми заступниками и последователями Долпопы было сделано подношение его мощам в храме Генден, а в главном зале для собраний Сакья устроена красивая памятная церемония. Похожие церемонии были проведены во множестве монастырей Юя и Ценга, таких как Нартанг, Чёлунг, Нейсар, Тшал Гунгтанг и др. В Джонанге прах и мощи поместили в статую Долпопы, которую поставили в ступе Джонанг Кумбум, которую он и построил.

Влияние Долпопы, в конце его жизни на духовную и интеллектуальную среду Тибета было безмерно. Несмотря на то, что его учение многие не разделяли, он давал его с высоты глубокой любви и сострадания. Очевидцы отмечали, что даже когда он критиковал неправильные философские воззрения, он никогда не впадал в гнев и в диспутах о дхарме он никогда не использовал грубые слова или агрессивные действия. Более того, хотя он жил во время большой политической неразберихи в Тибете, он никогда не принимал одну из сторон, за исключением стороны твердо противодействующей всем предубеждениям и предрассудкам. Он сказал однажды: «Здесь в Джонанге мы не принимаем ни чью сторону. Природа Будды не достижима посредством Дхармы, состоящей из предубеждений. И поэтому мы не принимаем участие в этом бессмысленном зле. Словно облака в небесах, мы свободны от позиций». Именно поэтому он стал объектом поклонения всех. Если говорить коротко, Долпопа был великий Буддийский святой, наибольшей заслугой которого, было возрождение окончательного смысла послания Будды, которое, как он чувствовал, находилось в великой опасности быть утерянным. Полностью осознавая риск, связанный с попыткой поменять курс Буддизма, в то время, он постарался достичь своей цели с любовью и состраданием, и одновременно подчеркивал недостатки сектантских предрассудков. Тем ни менее, его традиция сильно пострадала от тех же сил, которые оказывали противодействие и при жизни Долпопы.

 

 

главная | клубные встречи | о клубе

 
 

Copyright © 2005-2011 Информационно-туристический центр «Кайлаш»
Телефон для справок: (495) 638-55-96
контактный адрес: club@kailash.ru

Rambler's Top100